Учителя — логопеды в условиях нашего дошкольного логопункта осуществляет коррекционную логопедическую работу с детьми фонетико — фонематическим недоразвитием речи.
В коррекционном процессе по преодолению ФФНР у детей, коррекционными задачами в условиях дошкольного логопункта являются:
- развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
- совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;
- постановка звуков;
- формирование диалогической и монологической форм связной речи;
- закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- работа с родителями, воспитателями.
Советы логопеда
Нет повода для беспокойства если:
- физическое развитие малыша соответствует возрасту;
- у ребенка нет никаких неврологических заболеваний;
- ребенок активно общается со знакомыми и родными людьми, но стесняется разговаривать с незнакомыми;
- ребенок охотно повторяет за Вами все, что слышит;
- ребенок решает все свои проблемы с помощью речи;
- ребенок вслушивается в свою речь и старается исправлять свои ошибки сам.
Обратите внимание на развитие ребенка, если:
- ребенку уже исполнилось полтора года , а простых слов , например «мама» или «дом» он не говорит и не понимает простых слов- своего имени или название окружающих предметов: не способен выполнять простейшие просьбы , например «иди сюда» , «сядь»;
- если в два года ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторят новые слова;
- если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов, не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо , находящееся вне поле зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например «дай воды»);
- если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно , что его с трудом понимают даже родные. Если говорит слишком быстро , глотая окончания слов или , наоборот , крайне медленно , растягивая их ;
- если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).
Если у ребенка есть такие проблемы , обратитесь за помощью к логопеду и в районную поликлинику.
ПОМОЩЬ КАКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ И КОГДА, МОЖЕТ ПОНАДОБИТЬСЯ РЕБЕНКУ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧИ?
К сожалению , многие родители считают , что задержку развития речи «лечат» логопеды , но логопеды- это педагоги ,а не врачи . Они лишь учат ребенка правильно произносить звуки , а этим можно эффективно заниматься лишь с
4-5 лет.
Итак , сначала вам потребуется:
- диагностика для выявления причин патологии развития речи ;
- диагностика слуха (обследование у сурдолога );
- для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу , логопеду ,а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу .
С КАКОГО ВОЗРАСТА НАЧИНАЕТСЯ РАБОТА ПО ПРЕОДАЛЕНИЮ ЗАДЕРЖЕК В РАЗВИТИИ РЕЧИ?
Чем раньше Вы обратите внимание на задержку в развитии речи и начнете заниматься с ребенком , тем быстрее будет положительный результат .
Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года , если установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития .
Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание , память, мышление , моторику.
Логопеды — помогают "поставить"звуки, учить правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ.
Когда обращаться к логопеду?
Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.
- 2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.
- 9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
- 11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.
- 1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.
- 1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.
- 2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.
- В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае.
- В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.
- К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!
- Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому помочь логопед может и взрослым.
Какие нарушения речи исправляет логопед?
- Нарушения фонетической стороны устной речи.
- Нарушения лексико-грамматической стороны устной речи.
- Нарушения мелодико-интонационной стороны устной речи.
- Нарушения темпо-ритмической стороны устной речи.
- Нарушения чтения.
- Нарушения письма.
Наряду с клинико-педагогической классификацией речевых расстройств (выше) в логопедии используется психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Она строится на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы и функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности, устной и письменной. Нарушения речи в этой классификации подразделяются на две группы. Первая группа — нарушение средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР). Вторая группа — нарушения в применении средств общения: заикание.