+7 (4862) 41-65-08
Наш адрес: г.Орел, ул.Горького, 54
 
 
 
 
 
 
 
 

Что такое «готовность к школе»

    В понятии «готовность к обучению в школе» выделяют три взаимосвязанных компонента:

    Физиологическая готовность к школе — оценкой этого компонента занимаются медики, которые осуществляют проверку по трем основным критериям: физиологическое развитие — длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки; биологический возраст — количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно возрасту;
    комплексная оценка состояния здоровья — дети подразделяются на пять «групп здоровья».
    Внимание! В марте — апреле в дошкольном учреждении проводится обязательная оценка физиологической готовности детей к обучению в школе, заключение по результатам обследования записывается в медицинской карте ребенка для дальнейшего представления в школу.

    Социально — психологическая или личностная готовность к обучению в школе — подразумевает готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, которые обуславливает сама ситуация обучения в школе. В момент поступления в школу ребенок попадает в новые социальные условия и постепенно начинает занимать новую общественную роль «Я — ученик». Смена обстановки, ведущего вида деятельности (с игры на учение), смена социальной роли может привести к переживанию ребенком «Кризиса 7-ми лет».

    Как проявляется «Кризис 7-ми лет»: дети, как правило, становятся трудновоспитуемыми; мы, как будто, мы не узнаем наших «послушных» малышей; в поведении ребенка проявляется много негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, ревности, грубости по отношению к взрослым; или совсем наоборот, дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками или драчунами в период кризиса могут стать тихими и незаметными.

    Но самое главное, что в этот период возрастает стремление ребенка к новой социальной роли («Я ученик») и социально значимой деятельности (учению). Задача взрослых: помочь ребенку сгладить протекание кризиса, а также успешно овладеть новой социальной ролью и новым видом деятельности.

    Как помочь ребенку преодолеть кризис 7-ми лет: помните, что кризисы — это явления временные, они проходят, их просто нужно пережить. Вспомните себя, когда у вас ничего не получается, все валится из рук и вам не хочется, чтобы в эти моменты близкие вас ругали или в чем-то обвиняли. Ребенок — такой же человек, только маленький! Не спешите ругать его, или указывать на ошибки и неудачи, постарайтесь cпокойно выяснить причину, помогите ребенку отдохнуть от произошедшей неудачи. Можно вместе пойти погулять или поиграть во что-нибудь, можно притвориться сказочным героем, который пришел на помощь; а может просто, приласкать и взбодрить ребенка.

    Не предъявляйте требования, несоответствующие желаниям и возможностям ребенка. Подумайте над тем, все ли запреты обоснованы, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности. Внимательно относитесь к мнениям и суждениям ребенка, постарайтесь его понять. Помните, тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий. Оптимизм и юмор в общении с детьми всегда помогает.
    Внимание! Социально-психологическую или личностную готовность вы можете пронаблюдать самостоятельно или с помощью психолога.

    Психологическая готовность к школьному обучению — данный вид готовности представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребенка, в частности, он подразумевает готовность к усвоению учебного материала.
    В качестве базовых составляющих психологической готовности к началу обучения в школе можно выделить следующие: уровень развития психических процессов (мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти), уровень развития мелкой моторики руки (в том числе и графические навыки), уровень развития связной речи, эмоционально — волевую готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкциям взрослого, восприимчивость к помощи взрослого в процессе обучения и т.п.).
    Важно знать и помнить, что окончательно психологическая готовность ребенка к обучению школе развивается в процессе самого обучения.
    Внимание! В периоды с октября по ноябрь и с марта по апрель психолог диагностирует детей на психологическую готовность к школьному обучению. По результатам, полученным в начале года психолог составляет индивидуальные и групповые коррекционно — развивающие занятия по подготовке детей к школе и проводит их в течение года.

    Как и когда начинать готовить ребенка к школе?

    Когда начинать готовить ребенка к школе?

    Это зависит от каждого ребенка индивидуально. Если вы видите, что у вашего ребенка высокий познавательный интерес (то есть любит рассматривать книги, пытается сам научиться читать, задает много вопросов «почему?», пытается скопировать написанное и т.п.), то готовить к школе можно начинать и с 5-ти лет. Но желание должно исходить от самого ребенка.
    Никогда не заставляйте сделать то или иное упражнение и не говорите фразы, типа: «Если сделаешь то-то, пойдешь гулять, не сделаешь — не пойдешь» или «А вот Саша уже умеет читать, а ты...».

    Каждое задание для ребенка, которое вы выполняете вместе должно превратиться в игру, тогда вы добьетесь превосходных результатов.
    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательной организации
           
    Здоровье
           
    Образовательные ресурсы